совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Авторизация

Логин:

Пароль:

 

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Методические подходы к оценке эффективности инвестирования организации интегрированного образования

Автор: Пчелинцева И.Н., Чебуркаева О.С.

Данная статья посвящена проблемам инвестирования в образовательную сферу, а точнее в создание интегрированных образовательных учреждений. В статье приводится краткая характеристика состояния системы образования в России в целом, а также рассматриваются проблемы, существующие в системе специального образования. В работе производится обоснование необходимости создания интегрированных образовательных учреждений с экономической точки зрения. Делаются выводы в отношении эффективности такого вида образования для детей с ограниченными возможностями. Рассматриваются методические подходы к оценке эффективности инвестирования, которые возможно использовать при оценке экономической эффективности таких учреждений. Статья содержит в себе принципы инвестирования в создание интегрированного образования с точек зрения ее авторов, а также других известных ученых-экономистов и социологов. Работа опирается на разработки и исследования специалистов в области социальной и экономической сфер, занимающихся проблемой обучения детей с ограниченными возможностями.

Глобальные тенденции перехода развитых стран к экономике, основанной на знаниях, говорит о росте престижности образования и повышению требований общества к нему. Образование на сегодняшний день является главным критерием оценки самого человека. Чем образованнее человек, тем сильнее проявляются его способности и тем шире его возможности. Вот почему требования к образованию растут сегодня наиболее высокими темпами.

Российская образовательная система переживает трудный период, поскольку эта область социальной сферы, как и некоторые другие ее отрасли, долгое время были на втором плане в социальной политике государства. Все это неизбежно привело к нарастающему кризису системы и тяжело обратимым негативным последствиям.

Проблемы, существующие в российской образовательной системе и отражающие ее недостатки, связаны в первую очередь с недостаточностью финансовых и инвестиционных средств, и, как следствие, несоответствием параметров обеспечения образовательного процесса требованиям современного общества.

Рынок образовательных услуг включает сегодня множество различных организаций, занимающихся образовательной деятельностью. Все они специализируются на различных видах и уровнях предоставляемого образования. Под рынком образовательных услуг понимают «все материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, а также физических и юридических лиц, их оплачивающих и как-то регламентирующих» .

Образовательная среда находится практически целиком на бюджетном содержании, а не в условиях инвестирования. Бюджетное финансирование не в состоянии обеспечить все необходимые затраты. Выделяемых денежных средств едва ли хватает только лишь на поддержание функционирования образовательной системы страны в целом.

На сегодняшний день кризисные явления наблюдаются в системе специального образования, которое представлено сегодня более чем 1900 специальными (коррекционными) учреждениями восьми видов и специальными (коррекционными) классами в общеобразовательных школах .

Существующая система образования детей с ограниченными возможностями большей частью по-прежнему опирается на дорогостоящие стационарные учреждения для размещения, воспитания и обучения таких групп детей. Необходимо отметить рост численности образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и некоторое увеличение в них детей. Данные о численности таких учреждений и находящихся в них детей  целесообразно представить в виде таблицы.

Таблица – Образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья

Учреждения

На начало учебного года

1993/94

2002/03

Образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья

1846

1975

Число обучающихся в них детей, тыс. чел.

267,4

267,4

Коррекционные классы для детей с ограниченными возможностями здоровья при общеобразовательных учреждениях

-

19993

Число обучающихся в них детей, тыс. чел.,

в том числе обучающихся на дому, тыс. чел.

132,2

нет данных

214,3

30

Образовательный процесс в таких учреждениях не только требует больших затрат, но и является наименее эффективным видом обучения. Причиной этого является не только финансовая сторона вопроса, но и проблема кадрового обеспечения, качество обучения, малоэффективная методика социально-педагогической работы и ряд других проблем. Дети в таких учреждениях изолированы от общества и своих семей, что еще больше снижает эффективность образования. Коррекционные учреждения постоянно нуждаются в финансировании, но денежных средств недостаточно для эффективного обучения таких групп детей.

Законодательство Российской Федерации и международные законы гарантируют каждому человеку право на получение образования. Но люди с ограниченными возможностями не могут в полной мере воспользоваться эти правом. Обучаясь в указанных выше учреждениях, они не получают необходимого уровня знаний, не могут впоследствии продолжать обучение и трудоустроиться. Большое количество детей с ограниченными возможностями вовсе не обучаются. Так, например, в Саратовской области из 5985 детей с нарушениями здоровья, находящихся в школьном возрасте, не обучаются 1342 ребенка, то есть 22 % .

Проблемы в специальном образовании из года в год продолжают нарастать. Принимаемые государством меры в этой области образовательной системы не улучшают положения. Потому одним из направлений развития образовательной системы детей с ограниченными возможностями должно быть создание системы интегрированного образования, основанного на совместном обучении обычных детей и детей с проблемами здоровья. Таким образом происходит интеграция ребенка-инвалида в общество, а также ему предоставляется возможность получения полноценного образования наряду с его сверстниками.

На данном этапе развития современного общества создание системы интегрированных образовательных учреждений является наиболее оптимальным, тем более, что проблема интегрированного образования сегодня широко обсуждается, а известный зарубежный опыт говорит о положительных эффектах создания подобной системы обучения детей с ограниченными возможностями.

Создание интегрированных образовательных учреждений базируется на использовании обычных образовательных учреждений, которые необходимо приспособить для обучения детей с проблемами здоровья. Это требует дополнительных затрат. Но поскольку в настоящее время государство не в состоянии обеспечить их создание, обеспечение и развитие должным образом, то необходимо привлечение инвестиционных средств.

Инвестиции в образовательную систему являются одним из видов социальных инвестиций, то есть инвестиций в человеческий капитал. Социальные инвестиции – это долгосрочные вложения в социальную сферу с целью повышения качества жизни общества, улучшения качества предоставляемых населению услуг предприятиями и учреждениями социальной сферы. Инвестиции в образование имеют свои особенности, среди которых можно выделить такие как: длительность периода окупаемости, высокую степень риска таких инвестиций, регулярность, достаточно большой объем инвестиционных средств, возможность получения не только экономического, но и социального эффекта.

По-мнению различных ученых-экономистов и социологов обучение ребенка с ограниченными возможностями в обычной школе эффективнее обучения в специализированных учреждениях не только с социальной, но и с экономической точки зрения, поскольку способствует сокращению затрат финансовых средств, нерационально направляемых в такие учреждения. Так, например, при обучении ребенка-инвалида в обычной школе затраты на него в 10 раз меньше, чем в школе интернате . Обучение одного школьника в интернате для инвалидов стоит около 180 тысяч рублей в месяц . На одного же школьника в обычной школе затрачивается с учетом дифференциации по регионам от 9,9 тысяч до 18,5 тысяч рублей в год .

Другой проблемой существующих коррекционных школ и школ-интернатов является недостаток квалифицированного педагогического персонала. Если в обычной школе на 1000 учащихся по разным данным приходится в среднем 89 человек , то на 1000 обучающихся детей с ограниченными возможностями необходимо около 112 человек, из них педагоги – 99 человек.

Необходим поиск возможных вариантов сокращения расходов на специальное образование, поскольку высвобождаемые при этом средства можно реинвестировать, то есть направить на более эффективное обучение детей с проблемами здоровья в интегрированных образовательных учреждениях, приобретение необходимых материалов, пособий, оборудования и другие нужды.

Для обоснования инвестирования в интегрированное образование необходимо произвести оценку экономической эффективности таких инвестиций.

Под экономической эффективностью понимают «результативность экономической системы, выражающуюся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Главным критерием социально-экономической эффективности является степень удовлетворения конечных потребностей общества и, прежде всего, потребностей, связанных с развитием личности. Эффективность экономической системы зависит от эффективности производства, социальной сферы (систем образования, здравоохранения, культуры), эффективности государственного управления. Эффективность каждой из сфер определяется отношением полученных результатов к затратам и измеряется совокупностью количественных показателей. Измерение эффективности социальной сферы требует использования особых качественных показателей развития каждой из отраслей этой сферы. Одной из важных составляющих эффективности экономической системы является эффективность капитальных вложений. Она выражается отношением полученного эффекта к капитальным вложениям, вызвавшим этот эффект» .

Существуют различные подходы к оценке эффективности инвестиций, но, на наш взгляд, не все их возможно использовать при оценке инвестиций в интегрированное образование.

Так, в теории оценки инвестиций показателями эффективности являются:

1. Срок окупаемости капитальных вложений (затрат) – временной показатель, характеризующий отношение капитальных вложений к экономическому эффекту, получаемому благодаря этим вложениям или «период (измеряемый в месяцах, кварталах или годах), начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления» ;

2. Экономия затрат – показатель, характеризующий разность затрат до и после внедрения инвестиционного проекта;

3. Экономический эффект - «разность между результатами деятельности хозяйствующего субъекта и произведенными для их получения затратами. Положительный экономический эффект достигается в случае, когда результаты превышают затраты. Этот эффект называется прибылью. Если затраты превышают результаты, имеет место отрицательный экономический эффект, то есть убыток» ;

4. Экономическая эффективность – отношение результата (эффекта) к затратам, произведенным для достижения этого результата;

5. Чистый дисконтированный доход ЧДД (net present value NPV) – «сумма текущих доходов за весь расчетный период времени, приведенных к начальному времени (разность между приведенными доходами и приведенными инвестициями)» ;

Для определения эффективности вложений в образование нельзя использовать все указанные показатели. Определение окупаемости инвестиций в интегрированное образование, с целью обоснования их экономической эффективности, представляет большую сложность вследствие неопределенности периода окупаемости такого вида вложений. Экономический эффект от инвестиций в интегрированное образование можно рассматривать как доход, который сможет получать ребенок, окончивший интегрированную школу, в течение жизни, трудовой деятельности по сравнению с выпускником коррекционной школы.

На данном этапе, на наш взгляд, результативность инвестиций в развитие интегрированного образования возможно определить экономией в затратах на организацию интегрированного образовательного учреждения и содержание специализированных образовательных учреждений. Этот метод является наиболее оптимальным, так как остальные методы требуют длительного периода времени. Так, при переводе детей с ограниченными возможностями на обучение в интегрированную школу возникает экономия в затратах по содержанию таких учреждений по сравнению с затратами на содержание специализированных образовательных учреждений.

Расчет эффективности инвестиций в интегрированное образование необходим для привлечения инвесторов, среди которых может быть не только государство, но и предприятия реального сектора экономики, общественные организации, а также частные лица, в том числе благотворительные организации, спонсоры, а также семьи, вкладывающие средства в обучение своих детей.

Формирование процесса инвестирования интегрированного образования также необходимо осуществлять на основе соответствующих принципов.

На наш взгляд, принципы инвестирования возможно объединить в две группы:

1. Социальные – принципы инвестирования, направленные на улучшение жизни всего общества, а также учитывающие интересы индивида;

2. Экономические – принципы инвестирования, направленные на получение эффекта от вложения инвестиционных средств, а также отражающие возможные положительные последствия в случае получения отдачи от инвестиций в экономике страны в целом, то есть принципы эффективности инвестиционного проекта.

Наиболее подробно принципы инвестирования в организацию интегрированного образования представим на рисунке 1.

Обосновывая экономическую эффективность инвестиций в интегрированное образование, необходимо учитывать принципы инвестирования, которые могут быть основополагающими для повышения заинтересованности государства и предприятий при вложении собственных средств. Также необходимо выбрать правильный подход к оценке показателей эффективности таких инвестиций, аргументируя тем самым результативность инвестирования.

Принципы инвестирования в организацию интегрированного образования

 

 

 

 

 

Социальные

 

Экономические

 

 

 

 

 

- принцип социальной справедливости и гуманности в отношении людей с ограниченными возможностями;

- переход российского общества на новую ступень развития;

- принцип общедоступности и единства образовательного пространства;

- повышение социально-экономической самостоятельности ребенка с ограниченными возможностями;

- принцип образовательной интеграции, то есть создание интегрированных образовательных учреждений и перевод ребенка с ограниченными возможностями на обучение в такое учреждение и обеспечение тем самым его общественной интеграции;

- получение равных возможностей в получении образования, то есть принцип реализации прав человека на образование;

- обеспечение гарантий в получении качественного образования детьми с нарушениями здоровья;

- разработка государственной политики, направленной на повышение возможностей получения образования детьми с нарушениями здоровья;

- взаимная адаптация ребенка и образовательных институтов.

 

 

 

- принцип сокращения затрат на специальное образование и осуществление процесса реинвестирования;

- принцип многоканального привлечения инвестиций;

- принцип эффективного распределения средств;

- принципы эффективности инвестиционного проекта :

         а) принцип оценки возврата инвестиционных средств и получение дохода;

         б) принцип приведения будущих поступлений от проекта ко времени начала его реализации  (дисконтирование);

 

 

Рисунок 1 - Принципы инвестирования в организацию интегрированного образования

 


1 Романов А.А., Тихомирова Н.В. Проблемы исследования поведения потребителей на рынке образовательных услуг // Открытое образование №3 2006. С. 85.

2 Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2000 году. – М.: Министерство образования Российской Федерации, 2001. – С. 5.

3 Пестрякова О. Л. Социальная политика в отношении детей-инвалидов в Российской Федерации//Семья в России, 2006, № 1. С. 23.

4 http://www.saratov.rfn.ru.

5 В архангельской области разрабатывают программу финансирования обучения детей-инвалидов. 2006. http://www.regnum.ru/news/748766.html.

6 Там же.

7 Вестник Российского общественного совета по развитию образования. Вып. 14. РОСРО, 2005.

8 Расчет произведен на основе данных статьи Абанкиной И. В. Совершенствование межбюджетных отношений в сфере образования. Институт развития образования государственного университета – Высшая школа экономики. ГУ ВШЭ.

9 Багудина Е. Г. Экономический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - С. 597.

10 Иванова Н.Н., Осадчая Н.А. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. - С. 57.

11 Багудина Е. Г. Экономический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - С. 607.

12 Корчагин Ю.А. Инвестиционная стратегия. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - С. 269.

13 Корчагин Ю.А. Инвестиционная стратегия. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - С. 263.

Версия для печати

mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100