совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Авторизация

Логин:

Пароль:

 

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Современное состояние и перспективы развития реабилитации при ограничении возможностей по слуху

Автор: Цирульников Е.М.

В настоящее время в Российской Федерации происходит трудный переход на реабилитацию по концепции развитых стран мира. Эта концепция сформировалась относительно недавно, к 70-м годам прошлого столетия. Она уже внедрена или внедряется во многих странах в соответствии с их местными особенностями, экономическими и социальными возможностями. В нашей стране внедрение концепции на государственном уровне началось в ноябре 2004 года с приказа министра Минздравсоцразвития №287 о введении индивидуальной программы реабилитации (ИПР). В разных регионах Российской Федерации ИПР вводится применительно к местным условиям. Однако, всем участникам реабилитации необходимо решать проблемы на местах в соответствии с общей концепцией реабилитации, не искажая и, тем более, не дискредитируя концепцию. Остановимся кратко на основных положениях концепции и на терминах, связанных с ней.

Реабилитацией при ограничении возможностей по слуху называют индивидуально ориентированный комплекс мероприятий, позволяющий реабилитируемому  достичь коммуникативного социального статуса на стартовом уровне следующего жизненного периода.

Термин «реабилитация» пришел из юриспруденции, где он обозначает восстановление в правах после их утраты. В связи с ограничениями возможностей по слуху у людей, владеющих речью, реабилитация подразумевает достижение коммуникативного социального статуса, который имел место до ограничения возможностей. Если ограничения возможностей по слуху возникли в так называемый «доречевой» период у ребёнка, то дело идёт не о восстановлении утраченного статуса, а о достижении коммуникативного социального статуса на стартовом уровне, соответствующем  уровню здоровых  в начале «школьного» жизненного периода. Иногда в таких случаях вместо «реабилитации» используют термин «абилитация», означающий «достижение», а не возвращение к  достигнутому ранее.

На стартовом уровне  жизненного периода устанавливается соотношение коммуникативных возможностей (общения)   и когнитивных  возможностей (познания). При этом основная задача реабилитации заключается в том, чтобы стартовый  коммуникативный социальный статус соответствовал стартовому когнитивному уровню в каждом жизненном периоде. Для наиболее успешного  решения этой задачи реабилитация должна быть максимально ориентирована на каждого конкретного индивидуума. Такой ориентации и служит ИПР

Реабилитацию не следует путать с восстановительным лечением, иначе возникают неадекватные, запутанные, иногда конфликтные ситуации.  Так, при успешности восстановительного лечения назначенная ранее инвалидность может быть отменена, но  даже при максимально успешной реабилитации инвалидность остаётся пожизненно, как  например, соответственно,  после лечения перелома и после протезирования конечности.  После успешного восстановительного лечения перелома пациент выздоравливает и может, например, продолжить играть в футбол. После протезирования конечности связанная с её функцией прежняя деятельность осуществляется лишь при пожизненно продолжающейся адекватной реабилитации с учётом желаний реабилитируемого: вспомним прославленного лётчика А.Маресьева, летавшего с протезами ног. При ограничении возможностей по слуху реабилитация осуществляется также применительно к текущему и последующему жизненным периодам. Так, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями по слуху смог обучаться в общеобразовательной школе, к началу школьного  жизненного  периода ему нужно достичь стартового уровня, при котором его возможности речевой коммуникации позволили бы свободно общаться с нормально слышащими детьми. Лишь при таких условиях он сможет  учиться на равных, успешно использовать и развивать свои когнитивные способности.

Не следует путать реабилитацию в процессе восстановительного лечения, например, мероприятия для восстановления функций в процессе лечения перелома конечности, и реабилитацию при ограничении возможностей, например, функциональное протезирование и обучение  при врождённой  и приобретенной культе конечности. Первый пример – это реабилитация в процессе восстановительного лечения, второй – реабилитация при  ограничении  природных возможностей, не  поддающемся  восстановительному лечению.

Термин «инвалидность» в настоящем понимании - всего лишь ярлык, дающий право на социальную поддержку.  Концепция индивидуально ориентированной реабилитации в развитых странах термин «инвалидность» не использует: имеет значение характер и степень ограничения возможностей. В Санкт-Петербурге  учли  такой  подход: бесплатное слухопротезирование начали получать все  нуждающиеся в нём. В тех же развитых странах многократно посчитано, что  адекватная индивидуально ориентированная реабилитация обходится государству как минимум на порядок дешевле, чем условия опеки, существовавшие ранее. Реабилитирующиеся люди успешно трудятся, возвращая затраченные средства с лихвой в виде налогов. Реабилитация позволяет максимально проявлять, используя на благо общества, природные возможности и таланты индивидуума. Для примера достаточно назвать двух президентов США, Рузвельта – с ограничением опорно-двигательных возможностей и Клинтона – с ограничением возможностей по слуху.

Остаётся открытым вопрос, кто должен координировать реабилитацию, специалист-медик, в соответствии с диагнозом основного ограничения возможностей или специально подготовленный координатор-реабилитолог.

У нас в стране координатором становится чаще врач по профилю ограничения, иногда – специалист из службы медико-социальной экспертизы, нередко – родители, родственники реабилитируемых или сами взрослые реабилитируемые. Последние два варианта можно рассматривать как дань переходному времени. В большинстве стран, а также для некоторых городов и регионов РФ, созданы и создаются лечебно-реабилитационные центры, занимающиеся как восстановительным лечением,  так и реабилитацией в разных жизненных периодах, включая дошкольный, школьный, период дополнительного и профессионального образования, активной трудовой деятельности и пенсионный.    Чем больше подобных центров, широкого профиля или узко ориентированных, государственных и частных, спонсорских и коммерческих, будет функционировать, тем более адекватной и успешной станет реабилитация. Пока что не создана система реабилитации во время важнейших  для человека  школьного периода, а также периода дополнительного и профессионального образования,  то есть во время инклюзивного  или интегративного образования. Здесь «инклюзивное» и «интегративное» используются как синонимы, однако, некоторые авторы вкладывают в эти определения разный смысл. Система должна создать условия для тесного взаимодействия медицинской, педагогической, психологической, социальной и юридической реабилитации. Координацию реабилитационной деятельности разных специалистов осуществляют центры, специалисты-медики,  реабилитологи. У нас такие условия пока не созданы. Отдельный вопрос – об изменении функции продолжающих работать дошкольных и школьных учреждений для слабослышащих и глухих. Сейчас сложилась ситуация, когда они, вольно или невольно, тормозят развитие индивидуально ориентированной реабилитации, инклюзивного и интегративного образования, пополняя контингент людей, пользующихся так называемой пальцевой и жестовой речью. Однако, сокращать и, тем более закрывать такие учреждения было бы по меньшей мере легкомысленно, учитывая накопленный ими многолетний педагогический опыт и определённый контингент детей связанных с ними. (например, из семей глухих родителей,  при неудачной, по тем или иным причинам, реабилитации, при сопутствующей не слуховой патологии и т.д.).

Другой важнейший вопрос – подготовка педагогических кадров, ориентированных в современной концепции реабилитации и настроенных на активное внедрение её в жизнь. В отношении реабилитации при ограничении возможностей по слуху подготовка таких кадров  началась, и её развитие – дело самого ближайшего времени


Версия для печати

Зайцев Дмитрий Викторович

комментарий

В докладе рассматривается действительно важная проблема организации индивидуально ориентированного реабилитационного процесса в отношении людей с проблемами слуха. Развитие коммуникативного ресурса таких людей одна из наиболее сложных задач, их тех, которые стоят перед реабилитологами. На наш взгляд, также желательно было отразить в докладе связь процессов реабилитации и социальной интеграции людей с проблемами слуха, так как все-таки именно включение человека в практики разнообразного социального взаимодействия выступает главной целью реабилитации. В противном случае смысл реабилитации как восстановительного процесса теряется. С уважением, Зайцев (Саратов)

Ответить

Цирульников Ефим Михайлович

Д.В.Зайцеву, ответ на комментарий

Уважаемый Дмитрий Витальевич! Практически все доклады на конференции свидетельствуют о том,что образование для людей с ограниченными природными возможностями рассматривается в отрыве от реабилитации, которая должна продолжаться в жизненные периоды школьного и дополнитнльного профессионального образования.Эти, как и все другие жизненные периоды, являются составной частью реабилитации, которая человеку с ограниченными возможностями по слуху должна позволить достичь"коммуникативного социального статуса на стартовом уровне следующего жизненного периода" (см.доклад). Доклад не ставил задачу анализировать для каждого жизненного периода связь между реабилитацией и социальной интеграцией. Этот важнейший вопрос нужно рассматривать самостоятельно. Доклад обращает внимание на основные черты реабилитации и на связанную с ней терминологию. В частности, реабилитацию нельзя рассматривать как восстановительный процесс, а только как процесс компенсации.Благодарю Вас за комментарий, надеюсь на плодотворное сотрудничество. Цирульников Ефим Михайлович

Ответить

Обсуждение закрыто 10.6.2007 0:00. Всего комментариев: 2


mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100