совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Авторизация

Логин:

Пароль:

 

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы.

На конкретном примере общеобразовательной средней школы № 11 города Новокуйбышевска

Автор: Драпак В.В.

Данная статья посвящена относительно новому явлению в российской системе образования – инклюзивному обучению детей инвалидов. В российском обществе неоднократно предпринимались попытки решить проблему социализации детей с ограниченными возможностями, например, через создание специальных реабилитационных центров. Однако их основной особенностью было то, что здоровые педагоги общались с детьми-инвалидами. В случае инклюзивного образования здоровые дети общаются с детьми инвалидами. В статье описывается опыт средней общеобразовательной школы № 11 г.Новокуйбышевска Самарской области по созданию системы инклюзивного образования. Рассказывается о трудностях, с которыми столкнулась школа, первых успехах и неудачах, достаточно подробно описываются физические элементы безбарьерной среды. Особое внимание уделено процессу вхождения детей-инвалидов в общеобразовательный учебный процесс и внешкольные мероприятия, восприятию их обычными детьми, их родителями, педагогами. Рассказывается о мероприятиях по выработке толерантного отношения к детям-инвалидам. Статья может быть полезна при анализе опыта внедрения инклюзивного образования в России в рамках конкретного региона.

Современное гражданское общество невозможно без активного вовлечения всех своих членов в различные виды деятельности, уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения необходимых гарантий безопасности,  свободы и равноправия.

Особенно актуально этот вопрос проявляется в деятельности по вовлечению людей, имеющих определённые физические недостатки (мы бы даже сказали – скорее особенности) в нашу социальную среду. Понятие инвалид изначально ущербно, мы приписываем этим людям комплекс неполноценности, в который они сами начинают верить. Для них закрыты многие возможности в учёбе, развитии, занятиях спортом. Отношение рядовых людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками. Причём в нашем обществе данное отношение культивируется ещё с детского возраста.

Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения наших сограждан, имеющих некоторые особенности физического развития в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества.

Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в России института инклюзивного образования, нацеленного на:

  • вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
  • социализация детей-инвалидов в современном обществе;
  • создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
  • умение превращать свои недостатки в достоинства;
  • изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение детей с ограниченными возможностями в наше общество.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Её целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на их работу и развитие взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями, развитие толерантности и изменения установок. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Система инклюзивного образования только начинает своё развитие в нашей стране, однако мы уже можем привести некоторые примеры её успешного внедрения.

Средняя школа № 11 города Новокуйбышевска была основана в 1962 году. Является одной из старейших в городе, со своими традициями, сформировавшимся педагогическим коллективом. Последние 12 лет школа активно сотрудничает с детским реабилитационным центром «Светлячок», в котором обучаются дети с особыми нуждами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП, а также задержками интеллектуального развития.

С развитием города, увеличением населения детский реабилитационный центр уже не справлялся с увеличившейся нагрузкой. Вследствие этого, было принято решение о запуске системы интегрированного обучения детей инвалидов на базе одиннадцатой школы, поскольку её педагоги имели определённый опыт работы с такими детьми.

Комитет по делам семьи, материнства и детства, городская администрация проанализировали наработки 11-ой школы в сфере работы с детьми инвалидами, оценили кадровый потенциал школы и предложили директору школы поучаствовать в этой программе. Это повлекло за собой выделение значительных средств на оборудование физической среды в школе, а также подготовку преподавательского и обслуживающего персонала.

Деньги на программу были выделены из областного и городского бюджетов. Причём большая часть со стороны города. Слова зам.директора по учебно-воспитательной работе: «А вот то, что город выделял огромные средства, я считаю…и область какие-то средства выделяла, для того, чтобы мы могли создать безбарьерную среду». Некоторую помощь в процессе подготовки школы в рамках данного проекта оказали различные коммерческие организации. В частности это выражалось поставками средств и материалов для ремонта и переоборудования помещений. Заслуга по привлечению спонсоров в большей части принадлежит директору школы, которая лично посещала руководителей различных организаций, с просьбой оказать посильную помощь.

Интегрированное обучение в одиннадцатой школе регламентируется специальными правовыми документами, для чего было создано «Положение об организации интегрированного обучения». В нем прописываются следующие моменты:

- функции учителя

- условия интегрированного обучения и создания безбарьерной среды в школе

- права и обязанности родителей

- права и обязанности детей.

Кроме того, было разработано положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме, в котором отдельно прописываются функции школьного психолога и узких специалистов.

Изменению подверглись функции классных руководителей, учителей-предметников. В этом положении прописывается дифференцированный подход к различным детям в рамках единого общеобразовательного процесса.

Образцы нормативно-правовых документов были предоставлены Самарским центром специального образования, курирующим это направление. Свою лепту внёс и городской ресурсный центр, который подготовил положения об «Организации интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии» и «Анализ выполнения диагностических тестовых заданий по математике», а также ряд других методик.

Тем не менее, многие документы приходилось дорабатывать в школе самостоятельно, учитывая специфику школы, а также особенности заболевания детишек.

Набор в школу детей с ограниченными возможностями производится на всех этапах образовательного процесса. Ребёнок может быть зачислен начиная с первого и заканчивая одиннадцатым классом. Для этого необходимо письменное заявление ребёнка и его родителей на имя директора школы, а также справка от психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), о том, что такому ученику не противопоказано по здоровью заниматься в обычной школе. До настоящего времени школа не отклонила ни одной заявки.

Важную роль в развитии инклюзивного образования в регионе играет информационное обеспечение этого процесса, и, если так можно выразиться, PR-компания. Набор в школу детей-инвалидов осуществляется как силами школы, так и различных городских организаций. Размещается информация в городских газетах, на радио и телевидении. Набор производится во все классы, от первого до одиннадцатого. Единственное условие, одобрение ПМПК. Педагоги участвуют в различных образовательных конференциях, где участвуют руководители других учебных заведений города, педагоги. Проводятся специальные презентации школы в различных микрорайонах города, направленные на привлечение внимания детей-инвалидов и их родителей.

Немаловажную роль в развитии системы инклюзивного образования играет подготовка персонала образовательного учреждения. При отборе педагогов школы, которым было доверено заниматься с детьми с ограниченными возможностями, учитывался их уже имеющийся опыт в этой области, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, обучаемость и другие личностные характеристики, необходимые для подобной работы.

Внедрение системы инклюзивного образования в конкретной школе началось с подготовки преподавательского состава на специальных курсах и семинарских занятиях, где участникам раскрывались те или иные аспекты совместного обучения, а также общеправовые вопросы.

Система инклюзивного образования включает в себя создание физической безбарьерной среды, в которую входят специальные механизмы и устройства обеспечения совместного обучения. Соответственно обслуживающему персоналу школы пришлось пройти обучения по работе с этими приспособлениями как по линии Ростехнадзора, так в организации, занимающейся поставками данного оборудования.

Образовательный процесс в школе № 11 построен по принципу полного вовлечения всех детей в образовательный процесс. Исключение, если можно так сказать, составляют только дети надомники. Те, которые не посещают в данный момент школу.

При организации учебного процесса пришлось учитывать специфику таких детей и на этой основе уже вырабатывать стратегию синхронизации обучения с обычными детьми. Обучение начинается с первого класса. Одновременно с этим проводился набор и в старшие (5-е) классы. Согласно санитарным требованиям в классах должно быть не более 23-х детей. При этом количество детей с ограниченными возможностями не должно превышать 4 человек в классе.

Расписание занятий в инклюзивной школе соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в инклюзивных классах занимаются календарно-тематическим планированием, в рамках которого отдельно планируется работа с детьми с ограниченными возможностями в рамках общеобразовательного учебного процесса и варьируют время, затраченное на тех или иных учащихся в соответствии с их успеваемостью и способностями. При этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания, поскольку у них усвоение материала идёт немного медленнее. Снижается темп ведения урока, им даются только те задания, которые позволяют отработать какие-то базовые знания. Однако на общеобразовательный процесс, как и на успеваемость других детей это не влияет.

В школе обучаются в основном дети-инвалиды с диагнозом ДЦП. Для них характерна плохая координация движений. В связи с этим форма выполнения различных заданий и ответов на вопросы для таких детей немного отличается. Им стараются давать меньший объём письменных заданий, а если это необходимо, то для них предусмотрены либо карточки, с вариантами ответов, которые они выбирают, либо бланки, где такие дети ставят крестики (нечто вроде тестирования).

В период проведения экзаменов таким детям предоставляется возможность прорепетировать сам процесс экзамена и оценить свои возможности. Насколько они готовы его сдавать и какая помощь им требуется в процессе подготовки и сдачи экзамена. Для этого выделяются отдельные аудитории и педагоги, как и родители, находятся рядом с такими детьми.

Система сдачи ЕГЭ для таких детей также отличается от обычной. Для них в школе предусмотрена щадящая форма сдачи экзамена. При этом ребёнок сам выбирает, будет ли он сдавать ЕГЭ или нет.

Вместе с тем, стоит отметить немного скептическое отношение некоторых педагогов к участию детей с ограниченными возможностями в ЕГЭ. Они обосновывают это их достаточно быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания, трудностями физического плана, мешающими, например, написать сочинение. Подготовка к ЕГЭ в настоящий момент осуществляется на общих основаниях, однако вопрос сдачи ЕГЭ такими детьми остаётся пока открытым.

Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Примером этому могут служить утренники, школьные и городские олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом дети с особенностями в физическом развитии не только являются зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам.

Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования в городе Новокуйбышевске сопровождалось определёнными трудностями. Кроме тех, что были описаны выше, а это подготовка персонала и подбор новых сотрудников, готовых работать в рамках данной программы, главной трудностью было – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению.

Во-первых, это проявилось в отношении родителей здоровых детей к данной идее. Многие не поддерживали её, опасаясь, что это негативно скажется на успеваемости обычных учеников, однако практика доказала обратное.

Во-вторых, среди учителей, даже несмотря на многолетнее сотрудничество школы с реабилитационным центром «Светлячок», проявилось настороженное отношение к таким детям. Исправить ситуацию позволила серия тренингов и семинаров, проведённая вместе с родителями и учителями по проблемам совместного обучения.

Однако главные участники проекта инклюзивного обучения – дети, - как ни странно, практически не заметили того, что в их классах появились новые ученики, отличающиеся от них как по внешнему виду, так и по поведению. За всё время работы данной программы не было отмечено ни одного сколько-нибудь существенного конфликта между детьми. Видимо, чем раньше происходит включение детей с ограниченными возможностями в общую группу, тем успешнее нам удаётся изменять привычный стереотип о неполноценности инвалидов в нашем обществе.

Позволим себе несколько слов сказать об особенностях безбарьерной среды, созданной в школе в рамках программы по инклюзивному образованию. В рамках программы для школы был приобретён автоматический подъёмник, способный поднимать детей с ограниченными возможностями от первого до верхнего этажа учебного заведения. Подъёмник ориентирован как на ослабленных детей, так и для детей-колясочников. Входы в здание были оборудованы специальными пандусами, позволяющими колясочникам без проблем проникать внутрь.

Внутри помещение было оборудовано поручнями по всей длине школьных коридоров и рекреаций, для обеспечения передвижения детей с ограниченными возможностями внутри здания. Переоборудованы были также школьные туалеты и сами классы.

Для детей с ограниченными возможностями были закуплены специальные парты с поддерживающими элементами для книг и тетрадей. Освещение школьных помещений было модернизировано в соответствии с требованиями СЭС и ПМПК. В школе были внедрены элементы травмобезопасности для детей с ограниченными возможностями, приобретено оборудование для спортзала и комната релаксации.

Кроме этого в рамках программы инклюзивного образования для нужд учебного заведения был приобретён микроавтобус, оборудованный гидравлическим подъёмником для инвалидных колясок, что позволяет включать в учебный процесс даже тех детей, которые не могут самостоятельно передвигаться и живут на значительном удалении от школы.

Программа инклюзивного образования работает в России не так давно. Соответственно нам рано ещё делать глобальные выводы о том, насколько она успешна и оправдала ли возложенные на неё задачи. Вместе с тем, первые результаты достаточно обнадёживающие. Опыт средней общеобразовательной школы № 11 показывает, что данная система может быть вполне успешной при правильном подходе и соответствующем финансировании.

Мы видим, что существенных трудностей по вхождению детей с ограниченными возможностями в школьную среду не возникает. Они воспринимают себя как равных по отношению к другим ученикам, соответственно и обратное отношение тоже как к равным.

Техническое оснащение школы даёт возможность без особых затруднений включаться в образовательный процесс и во внешкольные мероприятия.

Подготовка преподавательского состава позволяет таким детям приобрести полный объём знаний, необходимых в будущем для поступления в высшие учебные заведения и построения дальнейшей карьеры.

И самое главное, меняется оценка детей с ограниченными возможностями своего места в этом мире, в нашем обществе, в нашей стране.


Версия для печати

mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100