совместный проект

Институт Управления Социальными Процессами Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Факультет менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики

Программа поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС

Интернет-конференции

Исследования социальной политики

Исследовательские организации

Аналитика и публицистика

Научные дискуссии

Исследования

Словарь терминов

Журналы

Книги

Каталог ссылок

Бизнес и общество

НКО в социальной политике

Деятельность

Интервью

Исследования

Спорные вопросы

Цифры и базы данных

Документы и комментарии

Изучаем зарубежный опыт

Каталог ссылок

Мониторинг государственной политики

Государственные институты социальной политики

Доклады

Комментарии и обзоры

Документы

Статистика

Каталог ссылок

Взаимодействие исследователей и НКО

Проекты

События

Деятельность в сфере здравоохранения

Деятельность в сфере жилищной политики

Деятельность в сфере образования

Вклад НКО в реформу социальной сферы: улучшение здоровья населения, внедрение инклюзивного образования и жилищная реформа

Период проведения: c 21 мая 2007 по 18 июня 2007

Конференция завершена

Завершенная сессия

Инклюзивное образование: повышение доступности образования для детей с ограниченными возможностями

Период проведения: c 21 мая 2007 по 10 июня 2007

Вопросы

Проблемы обучения и получения образования детей-инвалидов

Мнения (всего 1)...

Механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов

Мнения...

Инклюзивное образование: за и против

Мнения (всего 8)...

Региональные особенности инклюзивного образования.

Мнения (всего 1)...

Обсуждение документов (действующих и проектных), обеспечивающих инклюзивное образование детей-инвалидов

Мнения...

Доклады

Автор: Шмидт В.Р.

Инклюзивное образование – смутный объект желаний? или Как придать ясность общественному движению в пользу интеграции

Спору нет – отечественные общественные организации нуждаются в осмыслении своей деятельности. Пусть рефлексия не достаточное, но точно необходимое условие для развития эффективных неправительственных сетей и направленного движения к улучшению социальной ситуации. Действенным (но не единственным) механизмом побуждения к тому, что НКО время от времени останавливались в гонке за грантами и задумывались: «Кто мы?», «Для чего мы?», «С кем мы?» и т.д., становится проведение конкурсов на исследование. Программа Прикладные исследования для социальной политики… направлена на то, чтобы расположить общественные организации оглядеться и организовать свою деятельность, полагаясь на результаты изысканий, проведенных совместно с научными центрами.

Комментарии (всего 6)...

Автор: Кузнецова-Моренко И.Б.

«У нас задача – дать ребенку жизнь».
Слабослышащие и глухие дети в общеобразовательной школе (г. Владимир)

Материал посвящен кейс-стади инклюзивного и интегрированного образования слабослышащих и глухих детей в школе № 14 г. Владимира. Практика школы показывает успехи и преимущества инклюзивного обучения: повышение образовательного уровня детей в сравнении с учащимися коррекционной школы, повышение их адаптивных возможностей, развитие речи, но и значительные трудности, которые заключаются в методическом обеспечении, финансировании и идеологии в целом. Инициаторами обучения выступили родители детей-инвалидов и общественная организация. Переход от медицинской к социальной модели понимания инвалидности на уровне родителей, лиц, принимающих решения в области образования и широкой общественности, будет способствовать распространению этой практики, выработке единых стандартов обучения и финансирования подобных школ. Отказ от изоляцинистской идеологии приведет к выравниванию шансов детей с ограниченными возможностями и, в конечном счете - реализации права на жизнь в обществе.

Комментарии (всего 2)...

Автор: Зайцев Д.В.

Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями

В докладе представлен социологический анализ проблемы интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены основные факторы, препятствующие успешной социализации таких детей и реализации интеграционных технологий. Определены направления социальной политики в решении проблемы социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Комментарии (всего 3)...

Автор: Карпова Г.Г.

Социокультурный анализ образовательных стратегий детей-инвалидов

Система образования в современной России переживает глубокие изменения, различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и влиянием рыночной экономики. При этом на повестку дня выходят ценности социального включения, интеграции, хотя общественное мнение по этому вопросу далеко неоднородно. Улучшение условий доступности образования для молодых людей с ограниченными физическими возможностями, начиная с их поступления в начальную школу, заканчивая получением высшего образования, представляет собой одну из социальных проблем, которую необходимо решить, чтобы в будущем, когда эти молодые люди станут взрослыми, противостоять их исключению из гражданской, политической, социальной и профессиональной жизни. В докладе будут представлены основные результаты исследования, проводимые группой исследователей АНО «Центр социальной политики и гендерных исследований» в ходе выполнения проектов «Механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов» при поддержке Совета по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС) и Программы «Диалог», под руководством д.соц.н., проф. Романова П.В. и проекта «Доступность дополнительных услуг образования для молодых инвалидов» (РНП 2.1.3.1925), при поддержке Рособразования, руководитель проекта - д.соц.н., проф., СГТУ Ярская-Смирнова Е.Р.

Комментарии (всего 2)...

Автор: Пчелинцева И.Н., Чебуркаева О.С.

Методические подходы к оценке эффективности инвестирования организации интегрированного образования

Данная статья посвящена проблемам инвестирования в образовательную сферу, а точнее в создание интегрированных образовательных учреждений. В статье приводится краткая характеристика состояния системы образования в России в целом, а также рассматриваются проблемы, существующие в системе специального образования. В работе производится обоснование необходимости создания интегрированных образовательных учреждений с экономической точки зрения. Делаются выводы в отношении эффективности такого вида образования для детей с ограниченными возможностями. Рассматриваются методические подходы к оценке эффективности инвестирования, которые возможно использовать при оценке экономической эффективности таких учреждений. Статья содержит в себе принципы инвестирования в создание интегрированного образования с точек зрения ее авторов, а также других известных ученых-экономистов и социологов. Работа опирается на разработки и исследования специалистов в области социальной и экономической сфер, занимающихся проблемой обучения детей с ограниченными возможностями.

Комментарии (всего 4)...

Автор: Цирульников Е.М.

Современное состояние и перспективы развития реабилитации при ограничении возможностей по слуху

В настоящее время в Российской Федерации происходит трудный переход на реабилитацию по концепции развитых стран мира. Эта концепция сформировалась относительно недавно, к 70-м годам прошлого столетия. Она уже внедрена или внедряется во многих странах в соответствии с их местными особенностями, экономическими и социальными возможностями. В нашей стране внедрение концепции на государственном уровне началось в ноябре 2004 года с приказа министра Минздравсоцразвития №287 о введении индивидуальной программы реабилитации (ИПР). В разных регионах Российской Федерации ИПР вводится применительно к местным условиям. Однако, всем участникам реабилитации необходимо решать проблемы на местах в соответствии с общей концепцией реабилитации, не искажая и, тем более, не дискредитируя концепцию. Остановимся кратко на основных положениях концепции и на терминах, связанных с ней.

Комментарии (всего 2)...

Автор: Данилова Е.В.

Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия

Комментарии (всего 1)...

Автор: Прудникова В.А.

Анализ ресурсов, опыт и проблемы организации ранней диагностики, коррекции и интегрированного обучения детей с особыми нуждами в практике Российского образования.

Приведены результаты анализа ресурсов, опыта и проблем организации ранней диагностики, коррекции и интегрированного обучения детей с особыми нуждами в Российской региональной практике. Исследование проводилось по заказу Британского Совета на материале представленном четырьмя регионами Московской, Омской, Самарской областями и г.Сочи Краснодарского края. Обсужден этап запуска системных изменений в организации обучения детей с особыми нуждами - создание службы ранней помощи.

Комментарии (всего 1)...

Автор: Нагаева Т.А., Ильиных А.А., Закирова Л.М.

Особенности состояния здоровья современных школьников

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, все возрастающий поток детей, страдающих хронической патологией и инвалидов, рассматривается многими исследователями сегодня как национальная трагедия России. Все чаще звучит термин «школьные болезни» в связи с реально высокой значимостью влияний внутришкольной среды на здоровье учащихся. Интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными санитарно-гигиеническими условиями обучения, неполноценным питанием приводит к тому, что за время учебы большая часть детей из групп риска переходят в III, IV группы здоровья, что свидетельствует о формировании стойкой хронической патологии.

Комментарии...

Автор: Михайлина М.Ю.

Социально-психологическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями

Комментарии (всего 10)...

Автор: Бычков Д., Строкова Е.

О техническом потенциале при создании инклюзивной модели образования

Данный материал призван представить часть исследовательской работы, выполненной в рамках проекта «Право на жизнь в обществе», реализуемого в 2006-2007 гг. объединением некоммерческих организаций (координатор ЦСПГИ, Саратов) . В нем обсуждается один из аспектов исследования, касающийся оценки технического потенциала инклюзивного образования – источников ресурсов по созданию и поддержанию условий для совместного обучения в обычной школе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и особыми образовательными потребностями (ООП).

Комментарии (всего 2)...

Автор: Драпак В.В.

Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы.
На конкретном примере общеобразовательной средней школы № 11 города Новокуйбышевска

Данная статья посвящена относительно новому явлению в российской системе образования – инклюзивному обучению детей инвалидов. В российском обществе неоднократно предпринимались попытки решить проблему социализации детей с ограниченными возможностями, например, через создание специальных реабилитационных центров. Однако их основной особенностью было то, что здоровые педагоги общались с детьми-инвалидами. В случае инклюзивного образования здоровые дети общаются с детьми инвалидами. В статье описывается опыт средней общеобразовательной школы № 11 г.Новокуйбышевска Самарской области по созданию системы инклюзивного образования. Рассказывается о трудностях, с которыми столкнулась школа, первых успехах и неудачах, достаточно подробно описываются физические элементы безбарьерной среды. Особое внимание уделено процессу вхождения детей-инвалидов в общеобразовательный учебный процесс и внешкольные мероприятия, восприятию их обычными детьми, их родителями, педагогами. Рассказывается о мероприятиях по выработке толерантного отношения к детям-инвалидам. Статья может быть полезна при анализе опыта внедрения инклюзивного образования в России в рамках конкретного региона.

Комментарии (всего 1)...

Автор: Кочетова Т.А.

Благотворительность и образование инвалидов

В докладе предлагается вниманию рассмотрение проблем благотворительности в сфере образования инвалидов. Рассмотрены вопросы актуальности тематики, привлекательности данной категории населения с точки зрения жертвователей, а также даны рекомендации для организации акций по сбору средств для образования инвалидов.

Комментарии (всего 1)...

Автор: Оде М.Н.

К проблеме образования детей-инвалидов и детей, слабых по здоровью

Как и всем образовательным учреждениям, школе 688 так же приходится отчитываться о полном усвоении учащимися "образовательных стандартов". Сложность выполнения учебных программ состоит в том, что слабые по-здоровью дети пропускают достаточно много занятий, гораздо больше, чем их более здоровые сверстники. Специфика занятий с учащимися состоит в малом количестве часов преподаваемых предметов, и проходят они, как правило, один на один с преподавателем, или в очень небольшой группе. Преподавателю же приходится отчитываться за каждую пройденную тему с учащимся. Освоение данных тем часто ложится на плечи родителей и самого ребёнка. Так, например, учащемуся пятого класса задали самостоятельную подготовку семи параграфов по Истории Древнего Мира, а уже к следующему уроку - подготовку, самостоятельно же, пяти параграфов. Таким образом, небольшое количество предметов в неделю компенсируется самостоятельным изучением материала дома. Сдавать "образовательные стандартные нормы" детям-инвалидам подчас бывает очень сложно. К примеру, английский язык всего раз в неделю, а требования такие же, как и при занятиях три раза в неделю. Достигается это выполнением большого объёма домашнего задания. Бывает, что здоровье не позволяет столько заниматься. Как и все дети, учащиеся таких школ переживают за свои оценки, а выполнение огромных объёмов домашнего задания подразумевает под собой не слишком высокий результат.

Комментарии (всего 4)...

Автор: Руденский Б.Е.

Роль областных специальных библиотек в получении образования незрячими детьми при нетрадиционных формах обучения
Материал предоставлен И.Н. Зарубиной. Из сборника «Высшее образование инвалидов по зрению. Сост. И.Н. Зарубина, Н. Новгород, 2000.

Так сложилось, что в Орловской области нет специальной школы-интерната для слепых детей. Есть только классы для слабовидящих детей в сельской массовой школе-интернате, которая никак не приспособлена для обучения детей с глубоким нарушением зрения. В этой ситуации учащимся приходится прибегать к нетрадиционным формам обучения. Под нетрадиционными формами обучения мы понимаем обучение детей в массовой школе и обучение на дому, когда преподаватель приходит к учащемуся на дом и занимается с ним индивидуально.

Комментарии...

Автор: Тихонов А.С.

Обучение на дому: плюсы и минусы
Материалы предоставлены И.Н. Зарубиной. Источник: «Проблемы социализации детей и молодежи с нарушением зрения» // Сборник статей / Составитель И. Н. Зарубина М.: Флинта, Наука, 2005.

До наступления школьного возраста мне оставалось еще года два, но заботливая мама уже начала готовиться к тому, чтобы дать своему ребенку полноценное образование. А поразмыслить было над чем. В то время на всю Архангельскую область (а территория оной превышает территорию Франции) существовало лишь одно учебное заведение для слепых и слабовидящих, где они могли получить элементарные навыки чтения и письма по системе Брайля, счета, а также неглубокие знания по предметам общеобразовательной школы. Это была не специальная школа-интернат с грамотно разработанной учебной программой, а скорее реабилитационный центр, в который обращались, как правило, люди, потерявшие зрение уже взрослыми. Незрячих детей, проживающих в Архангельске и области, старались отправить в специальные школы для слепых и слабовидящих детей. Почти все работники правления региональной организации ВОС упорно советовали направить туда и меня.

Комментарии (всего 2)...

Автор: Томсинский В.М.

Интегрированное обучение. Личный опыт
Материал предоставлен И.Н. Зарубиной. Из сборника «Высшее образование инвалидов по зрению. Сост. И.Н. Зарубина, Н. Новгород, 2000.

В докладе Б.Е. Руденского уже была затронута тема интегрированного обучения. Проблема весьма сложная и актуальная. Я попытаюсь дать, с одной стороны, объективную оценку, так как знаю, что это такое - интегрированное обучение на своей «шкуре», а с другой стороны моя оценка будет субъективна в виду моего отдельно взятого опыта. В течение 3 лет я обучаюсь в массовой школе (в настоящее время я учусь в 10 классе), и за это время у меня накопился богатый личный практический опыт в области интегрированного обучения.

Комментарии...

Автор: Шульмин М.П.

Проблемы социализации детей и молодежи с нарушением зрения
Материал предоставлен И.Н. Зарубиной. Источник: Сборник статей Составитель И. Н. Зарубина М.: Флинта, Наука, 2005.

Весна 1996 года. Я, как и мои одноклассники, ученики 10 класса средней общеобразовательной школы № 4 города Мыски Кемеровской области, с нетерпением ждал летних каникул. Я не предполагал, что это лето изменит всю мою жизнь. Август стал отправной точкой в ряду бурных перемен.

Комментарии (всего 2)...

Автор: Труфан И.Д.

Писать и читать по Брайлю
Источник: Ребенок-инвалид. Ставрополь, 2003.

Проводимый в нашей стране диспансерный учет детей показывает, что половина из числа обследованных имеет какие-нибудь заболевания. К сожалению, за последние два десятилетия состояние здоровья молодого поколения резко ухудшилось, появилось много так называемых практически слепых детей. Например, только в Ставропольской местной организации ВОС на учете состоит около сорока детей, среди них есть тотально слепые, но большинство – с каким-нибудь остатком зрения. Многие дети имеют дополнительные заболевания, поэтому не могут быть направлены в специальные школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей; им приходится обучаться в массовых школах по индивидуальным программам, практически по консультационной системе: ученик встречается с учителем один раз в неделю по каждому учебному предмету. Таким образом, почти вся учебная нагрузка ложится на плечи родителей, конечно, прежде всего их мам.

Комментарии...

Автор: Исакова М.

Дорогу осилит идущий.
Источник: Журнал «Наша жизнь», №10, 2005.

Еще несколько десятилетий назад проблемы инвалидности в нашей стране не афишировались. Инвалидам предоставлялись ряд льгот, но открыто проблемы инвалидов не обсуждались. В последние годы об инвалидах стали говорить гораздо чаще, но жизнь людей с ограниченными физическими возможностями не стала легче. Имея массу трудностей, связанных с различными, зачастую неизлечимыми, заболеваниями, люди часто сталкиваются с непониманием и отсутствием какого-либо решения самых насущных вопросов.

Комментарии...

Автор: Денискина В.З.

Может ли МО ВОС помочь незрячим детям и их родителям
Источник: Журнал «Наша жизнь», №6, 2005.

Комментарии...

Автор: Дурандина Н.Е.

Инклюзивное образование в Республике Татарстан: итоги обсуждения на круглом столе

В Республике Татарстан в настоящее время отсутствует практика инклюзивного образования детей-инвалидов в общеобразовательных школах. Согласно данным Министерства социальной защиты РТ, 25 % детей-инвалидов, обучающихся в коррекционных школах, могут обучаться в обычных условиях. В настоящее время вопросы инклюзии в регионе обсуждается на уровне общественных диалогов, первый из них состоялся 4 апреля 2007 года благодаря поддержке программы «Диалог» Совета по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС) в рамках проекта «Право на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов» (рук. П. Романов, Центр социальной политики и гендерных исследовании). Организаторами данного мероприятия выступили Татарское региональное отделение Всероссийского общества инвалидов, Женский кризисный центр «Фатима», Окружная экспериментальная площадка обучения инвалидов ТИСБИ и Институт непрерывного образования взрослых.

Комментарии...

Автор: Зарубина И.Н.

Вариативная модель коррекционно-педагогической поддержки студентов с нарушением зрения

Комментарии (всего 2)...

Автор: Тихонова Н.В.

Дополнительное образование как путь интеграции детей с ОВЗ в окружающее общество.

Инклюзивный вид обучения детей с ограниченными возможностями здоровья прочно занимает своё место и в сфере дополнительного образования, в частности, в детских музыкальных школах. Распространённой особенностью детей-инвалидов являются музыкальные задатки. Преподаватели отмечают прилежность у этих учеников, необычайную чувствительность к музыке; раскрепощённость, достигаемую посредством музыкального творчества.

Комментарии...

Автор: Ключарёва Р.А.

Социологическое исследование в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями в процесс непрерывного (детский сад – школа – техникум – ВУЗ) инклюзивного образования»

В настоящее время КРООРИДИ «Особая семья» (г. Петрозаводск) реализует проект «Интеграция детей с ограниченными возможностями в процесс непрерывного (детский сад – школа – техникум – ВУЗ) инклюзивного образования» в рамках программы «Диалог». На данном этапе проекта организация совместно с Факультетом политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета проводит социологическое исследование, целью которого является исследование условий создания системы непрерывного (детский сад – школа – техникум - ВУЗ) инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями в Республике Карелия.

Комментарии...

Автор: Ларикова И.В., Дименштейн Р.

Об организационных и экономических механизмах интеграции в образовании

Интеграция в образовании набирает темпы, «висит в воздухе». Чтобы не допустить стихийной, механической «интеграции», дискредитирующей прекрасную идею, неизбежно придется совершенствовать законодательство, приводить его в соответствие с международным правом. Для обеспечения эффективной интеграции желателен «общий» закон как можно более прямого действия, охватывающий всех детей без исключения (как воспитывающихся в семье, так и находящихся в интернатах) и препятствующий дискриминационному толкованию каких-либо его положений. Реальным решением проблемы может стать и принятие таких поправок к Закону «Об образовании», которые гарантируют и обеспечат каждому ребенку образовательный маршрут, в максимальной степени реализующий его возможности, — вплоть до подготовки к профессиональной деятельности. Примечательно, что даже в отсутствие подобных инициатив «сверху» нарастает интегративное движение в российских регионах. К примеру, Республика Карелия и Самарская область значительно обогнали федеральный центр по цивилизованности законодательных решений и практики интеграции в этой сфере. Это означает, что даже в жесткой правовой парадигме «закона о монетизации» регионы имеют возможности для быстрого создания и эффективного развития необходимой инфраструктуры и достаточно свободны в выборе тактики формирования интегративного образовательного пространства — обеспечения образования для любого ребенка.

Комментарии (всего 3)...

Автор: Кулагина Е.В.

Кризис специального образования для учащихся с инвалидностью

Комментарии (всего 4)...

Автор: Кулагина Е.В.

Актуальные вопросы модернизации специального образования

Комментарии (всего 3)...

Авторизация

Логин:

Пароль:

Конференция

Участники

Сессии


mail@socpolitika.ru

Создание сайтаСтудия Fractalla

Партнеры портала:
Портал ГУ-ВШЭ
Сайт программы поддержки гражданского общества «Диалог» АЙРЕКС
Агентство США по международному развитию (USAID)
LiveInternet Rambler's Top 100